Бисмилляхир-рахманир-рахим. Аллахумма кун ли валиййкаль худжатибниль Хасан салаватука ‘аляйхи ва ‘аля абаих фи хазихис-са’ати ва фи кулли-са’ат валиййан ва хафизан ва каидан ва насыран ва далилян ва ‘айна хатта тускинаху ардака тау’а ва туматти’аху фиха тавила. Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного! О, Аллах! Будь для Твоего наместника и Твоего довода на земле Ибн аль Хасана (да снизойдет на него и на его предков Твое благословение!) сейчас и во все времена, Покровителем, Защитником, Предводителем, Помощником, Указывающим путь, Хранителем, до того времени пока не установишь его на земле, и пробудет он на ней надолго.

Развод

Под словом "развод" подразумевается разъединение жены и мужа и освобождение от ограничений супружеской жизни.

С исторической точки зрения, развод имеет такую же давность, что и бракосочетание. В самой старой юридической литературе, относящейся к периоду правления вавилонского царя Навуходоносора, право на развод оставлялось за мужчиной, а в некоторых случаях - за женщиной.

Порой множество факторов создают почву для развода. В некоторых случаях незначительные разногласия подобно искре провоцируют большой пожар, который уничтожает всю семью. Исследователи склонны считать, что растущая статистика разводов никогда не была столь тревожной, как сегодня. Говоря о причинах разводов, исследователи указывают на такие моменты, как моральный разврат, психологические заболевания, безработица, экономические проблемы и шаткость духовных религиозных убеждений.

Данные гласят о том, что сегодня каждый брак, который сочетается в западных обществах, по всей вероятности, кончается разводом. Статистика с 1997 по 2000 годы показывает, что наибольшие случаи развода в мире зарегистрированы в США. Согласно этим данным, каждое второе бракосочетание в США завершается разводом. Увеличение числа семьей с одним родителем на Западе, а также пар, живущих внебрачной жизнью, в так называемом гражданском браке, свидетельствует о снижении ценности брака. Британский исследователь доктор Родс Бойсан говорит о причинах семейных проблем на Западе: "Одна седьмая часть детей в Британии живут в семьях с одним родителем. По-моему, главная причина вспыльчивости и склонности к насилию молодых парней связана с отсутствием в семье отца. Обычно, мальчики получают правильное воспитание благодаря решительности отца. Отсутствие отца означает, что мальчики начинают подражать недостойным группам общества и таким образом готовятся к жизни, сопряженной с преступностью".

Бойсан считает нравственную развращенность, в том числе либерализацию гомосексуализма, одним из главных факторов развода в семьях.

Анализируя причины увеличения случаев развода в западных обществах, некоторые исследователи говорят, что брак потерял свой смысл в этих странах, что является одной из главных причин участившихся разводов. По их мнению, в новом понимании семья и брак превратились в некую форму временного общения между мужчиной и женщиной. Это объясняется тем, что многие бракосочетания совершаются на основе поверхностной и преходящей любви. Такое понимание любви само по себе содержит и развод и разрыв супружеских связей, поскольку с учетом непрочности любовных чувств быстро влюбляющиеся могут так же быстро и разлюбить. Подобные пары после спада первоначальной горячей любви не видят больше необходимости в продолжении совместной жизни, хотя иногда у них появляются и более убедительные причины для прекращения совместной жизни. А между тем в тех случаях, когда рядом с любовью и искренностью существуют и другие базовые факторы поддержания супружеской жизни, более крепкие звенья сохраняют семью.
Изменение взгляда на женщину в семье и обществе стало еще одним из главных факторов развода. Сегодня в некоторых обществах получил широкое распространение тот неправильный образ мышления, что в браке главной проигравшей стороной являются женщины, поскольку занимаясь домохозяйством, они теряют возможность работать и в итоге финансовую независимость. Этот образ мышления побудил многих женщин добиваться профессиональной карьеры и получения собственных доходов. Конечно, растущая занятость женщин имело и свои последствия. Например, женщина, работающая в обществе и зарабатывающая деньги, не очень зависит от мужа. В подобных случаях, когда между женой и мужем возникают серьезные разногласия, то жена не страшится развода.

Среди главных причин роста развода в западных обществах следует указать на ослабление религиозных убеждений. С ослаблением религиозных и духовных убеждений возникают условия для нравственной развращенности. Сегодня отход от религии удалил западного человека от нравственности, что нанесло серьезный удар семейным связям. Жена и муж, с халатностью относящиеся к гуманным и нравственным обязательствам по отношению друг к другу, готовят почву для появления неурядиц и в конечном итоге развода. Уместно ознакомиться с исламским воззрением о разводе.

В исламе супружество и бракосочетание считается священным союзом, который ведет к необходимым последствиям в жизни человека. Ислам считает бракосочетание настолько достойным делом, насколько порицает развод. Ислам старается разными путями предотвращать это неприятное явление, считая его последствия невозместимыми. Развод имеет разрушительные воздействия для жены и мужа и особенно детей. Наркомания, преступность, криминал и многие общественные правонарушения являются последствия развода в семье. По этой же причине в исламских преданиях подчеркивается порицание развода со стороны Аллаха.

Имам Садык (мир ему) говорит: "Для Аллах нет ничего ненавистнее дома, разрушенного разводом. При каждом разводе божий престол сотрясается".

Несмотря на то, что развод с точки зрения ислама считается недостойным, в случаях, когда семья страдает от серьезных проблем, развод дозволяется. Разумеется, когда продолжение совместной жизни сопряжено со многими отрицательными последствиями, в том числе аморальностью, ислам предпочитает развод. С целью предотвращения или сокращения статистики развода ислам предпочитает, в основном, воспитательные нравственные пути решения законным ограничениям. Это объясняется тем, что введение законных ограничений по разводу не очень помогает укреплению семейных связей. Супружеская жизнь - это союз, основанный на привязанности, дружбе и любви, а не на принудительных законах. При помощи закона можно обязывать двух человека сотрудничать вместе даже на долгое время, но в силу закона нельзя заставить двух людей насильно любить друг друга. Исходя из этого, религиозные учения поощряют всех к терпимости, снисходительности и взаимопониманию. Безусловно, бездушная атмосфера в семье, негативные диалоги и оскорбительное поведение психологически готовят жену и мужа к разводу. Исламская стратегия такова, что надо превратить семью в очаг душевной связи так, чтобы члены семьи практически использовались эмоциональную и духовную поддержку друг друга. В семьях, в которых обычные проблемы очень просто превращаются в кризис, ослабляется надежда на поддержание здоровых супружеских связей и, естественно, члены подобных семьей страдают от нехватки эмоций.