Гнев и борьба с ним
Однажды некий человек проделал длинный путь, и наконец, достиг Медины.
Он жаждал увидеть пророка вблизи, поэтому он направился к дому пророка. Пройдя одну улицу за другой города Медины, он пришел к дому пророка и, попросив разрешения, вошел в дом. Пророк (Да благословит Аллах Его и его семейство!) всегда радушно приветствующий своих гостей, принял его с большим уважением. Незнакомец сказал: «О, посланник Божий, я пришел на встречу с вами издалека. И теперь, когда я испытал счастье увидеть вас, я прошу вас дать мне советы и наставления».
Когда мужчина закончил свою речь, пророк обратился к нему со следующим назиданием: «Не проявляй гнев». Пророк кроме этого ничего другого не сказал. Мужчина задумался и, выйдя на улицу, сказал про себя. «Удивительно короткое наставление, почему пророк сказал мне в назидание только это короткое предложение»? С мыслью об этом он вернулся к себе домой. За время его отсутствия юноши его племени совершили набег на соседнее племя. Они противостояли им, и в итоге положение настолько ухудшилось, что оба племени, готовые к войне, выстроились рядами друг против друга. Услышав эту волнующую весть, он очень разозлился.
Он немедленно взял свое оружие, надел на себя военные одежды и присоединился к рядам своего племени для сражения. Как раз в это время он вспомнил о прошедших днях. Встреча с пророком блеснула молнией у него в мозгу, он вспомнил короткое и многозначительное предложение Его светлости, который сказал: «Останови свой гнев». Он сказал себе: «Удивительно, почему я без причины разозлился и взял в руки оружие, задумав убивать других. Теперь я понимаю, какой смысл заложен в назидание посланника Бога. Наступило время прислушаться к этому совету».
Мужчина положил свое оружие на землю, позвал к себе старейшин противоположного ряда и сказал им: « Друзья, думали ли вы над тем, для чего эта война? Если целью ее является восполнение тех убытков, которые вам нанесли наши неопытные юноши, я готов выплатить этот ущерб из своего личного имущества. Дабы предотвратить войну. Почему мы должны враждовать из-за таких ничтожных вопросов»? Когда старейшины вражеского племени увидели такое мягкое и снисходительное и вместе с тем благоразумное и логичное поведение со стороны того мужчины, они отказались от задуманного, чтобы доказать, что они также являются сторонниками логики и справедливости. Они сказали: «Если так, то мы в свою очередь, также не настаиваем на войне и отказываемся от своих претензий». Таким образом, обе стороны, погасив свой гнев и прибегнув к логическому способу решения вопроса, положили конец вражде.
Одним из общественных и нравственных предписаний ислама является воздержание от гнева и мягкое и дружелюбное отношение к людям. В Священном Коране говорится о милостивом и великодушном поведении пророка ислама следующее: «О, посланник Божий, милостью Божьей ты благосклонен к людям, а если бы ты был суровым и грубым, люди сторонились бы тебя». Доброта и мягкость посланника Бога (Да благословит Аллах Его и его семейство!) были одной из причин, по которым окружающих влекло к Его светлости и, несомненно, каждый, кто будет обладать этим качеством, будет привлекать к себе людские сердца.» Во время одной из своих речей пророк ислама (Да благословит Аллах Его и его семейство!) сказал: «Если бы люди знали, какое значение имеет в жизни добронравие и насколько зависит от него счастье, они считали бы необходимым для себя обладание добронравием».
Пророк ислама (Да благословит Аллах Его и его семейство!) устанавливал с людьми близкие и дружеские отношения и никого не изгонял от себя. Только в случае необходимости и только ради довольства Бога Его светлость проявлял гнев. Он никогда не становился враждебным и суровым из-за своих личных стремлений. Онс Ибн Малик говорит: «Я служил последнему из Божественных пророков десять лет. Он никогда не проявил грубость по отношению ко мне». В некоторых повествованиях гнев считается первопричиной многих совершаемых грехов, в противоположность ему терпение и выдержка являются желаемыми путями достижения Бога. Одним из самых достойных явлений в человеке является состояние, когда он может проявить свой гнев, но воздерживается от этого.
Одно из изречений пророка ислама (Да благословит Аллах Его и его семейство!) гласит: «Кто сможет подавить гнев, тому Всевышний дарует спокойствие и веру, чтобы он испытал вкус и удовольствие этого...» Фактически, человек, находясь в состоянии гнева, оказывается в состоянии душевного кризиса и порой теряет рассудок, а иногда даже становится похожим на дикое животное, которое не ведает, что творит. Гнев по существу является оборонительной силой, сокрытой в человеке для защиты себя и оберегания истины. Однако, если гнев, подобно другим человеческим склонностям, выйдет за пределы своей орбиты, он превратиться в разрушительную силу.
Однако, гнев для защиты истины или для противостояния насилию и гнету, с условием, что не будет выводить человека из периферии справедливости, ценен и созидателен.
Эту статью мы хотели бы завершить еще одним изречением почтенного пророка ислама (Да благословит Аллах Его и его семейство!) который сказал: «Бог любит того, кто проявляет терпение и выдержку в состоянии гнева.