Сура "Челобитие"
Преклоняться следует только перед всемогущим Аллахом, падать ниц перед кем-либо, помимо Аллаха, - это признак многобожья, и поэтому оно запрещено. По мнению Корана, все существо восхваляют всевышнего Творца. Человек, как и другие существа в мире, инстинктивно считается атеистом. Для того, чтобы поклонение Всевышнему Аллаху и признание Его пречистой сущности пронизало сердце и душу человека, человек призывается быть абсолютно покорным перед Богом в образе челобития и поклоняться Аллаху, считать Его всевышним создателем.
Сура "Челобитие" является 32-ой сурой Корана. Она была ниспослана в Мекке и содержит 30 аятов. Читая 15-ый аят данной суры, человек должен обязательно пасть ниц. Именно поэтому, сура называется "Челобитие".
В этой суре прежде всего говорится об истинности Корана. Сура далее обсуждает знамения Аллаха на небесах и земле, сотворение человека из глины и воды, вдохновение божественного духа в человека. Сура "Челобитие" с многочисленными предупреждениями и радостными вестями преследует конкретные цели, а именно усиление основ веры в Первоисточника бытия и День воскрешенья, созидание сильного побуждения к благочестию и воздержание человека от неподчинения и мятежа (перед Богом).
Алиф. Лам. Мим. Это - аяты мудрого Писания (Челобитие, 1-2).
Здесь Аллах в ответ на сомнение язычников и мунафиков в Коране, называет его правильными словами со стороны Аллаха. Нельзя сомневаться в истинности его учений. Коран – это потрясающий сборник фактов вселенной, поскольку ниспослан Аллахом, Тем существом, из которого проистекают все реальности мира. В целом, божественность Творца требует ниспослания безупречного писания для руководства человека, чтобы спасти его из заблуждений и невежества.
В четвертом аяте суры "Челобитие" указывает на другую важную основу исламских идеей, т.е. монотеизм и отрицание многобожия, говоря о сотворение небес и Земли.
Аллах - тот, кто создал за шесть дней небеса и землю и то, что между ними, потом воссел на троне. Нет для вас, кроме Него, ни покровителя, ни заступника. Неужели же вы не опомнитесь?
Вопрос о сотворении вселенной за шесть дней упоминается несколько раз в Коране. Слово "День" употреблено в Коране в некоторых случаях, во многих из них не означает обычные сутки. Понятие "День" означает "период". Учитывая такое значение, можно толковать этот аят так: Аллах сотворил небеса и землю за шесть последовательных периодов. Хотя эти периоды могут продолжаться миллионы или миллиарды лет. Следует отметить, что наука уже достигла той степени, что подтверждает точку зрения Корана о сотворении вселенной.
Выдвигав вопрос о сотворении небес и землю, аяты указывают на вопрос о господстве Аллаха над вселенной: "Потом воссел на троне и взял в руки все дела во всем мире, господствуя над вселенной. Присутствие Аллаха на троне означает, что он и творец вселенной и всемогущий руководитель. Бог властен над всем и всеми. Он тот, кто заступается".
Сотворение человека, первоначальный материал его сотворения и этапы продвижения человека к совершенству упоминаются в 7-8 аятах суры "Челобитие". В этих аятах Аллах привлекает внимание человека к изящному сотворению любой вещи на основе прекрасной устойчивой системы, говоря о многочисленных благах для человека. Вначале говорится, что Аллах сотворил человека из глины. Это показывает величие и силу Аллаха, который сотворил такое замечательное существо, как человек, из такого простого материала. Кроме того, упоминается, откуда пришел и куда идет человек.
Восьмой аят указывает на сотворение человеческого рода, на то, как рождаются дети Адама в последующих этапах:
А потом уж породил его потомство из выжимок презренной влаги;
Здесь говорится о зачатии всего организма из одной клетки, что считается на самом деле общий человеческой сущности и источником жизни и рождения человека и продолжения его рода.
Девятый аят указывает на сложные этапы совершенствования человека в матке, а также этапы, которые человек проходит со времени сотворения из глины:
Потом Он придал ему форму, вдохнул в него частицу Своего Духа и даровал вам слух, зрение и сердце.
В процессе совершенствования человека в матке, после зачатия и оплодотворения яйцеклетки, вначале эмбрион имеет какую-то растительную жизнь, т.е. только питается и растет, однако не имеет чувства и движения, являющихся признаком жизни животных, не имеет восприятия, как в человеческой жизни. Однако эмбрион в матке доходит до этапа движения и постепенно в нем оживляются другие человеческие силы. Этот этап, по Корану, называется вдохновением драгоценного духа Аллаха в человеке. Это показывает честь и величие позиции человека. Так, можно сказать, что поскольку в человеке вдохнули дух Аллаха, он способен морально украсить себя прекрасными добродетелями. В этом аяте далее указывается на зрение и сердце как инструменты для интеллектуального и чувственного восприятий. Аллах упоминает, что творение должны благодарить Творца, но не все люди выражают эту благодарность.
Аяты данной суры продолжают беседу, описывая состояние двух групп людей, грешников и верующих. Коран изображает ужасное состояние преступников в День Страшного суда:
«О, если бы ты видел грешников (безбожников), понуривших свои головы [от стыда и глубокой печали за содеянное] пред Господом! [Картина, заставляющая призадуматься! А особенно слова, что будут произнесены ими:] «О Господи! Верни же нас обратно [в земную жизнь], мы [исправимся и], без сомнений, будем совершать благие дела! Поистине, мы стали глубоко убежденными!»
Несмотря на то, что они умоляют вернуться в земную жизнь, однако их просьба не будет принята, поскольку нет возвращения в (тленный) мир. Дело уже сделано и их ждет ужасная судьба. Это метод Корана, который, изображая образ преступников, выражает признаки верующих людей. Аллах, описывая характеристики истинных верующих, усиливает восторг тех, кто уверовал в истину.
Здесь аяты причисляют несколько характеристик верующих:
«Веруют в [истинность] Наших знамений те, кто при упоминании им о них падают ниц [пред Творцом] и возвеличивают Господа своего с благодарностью, и они при этом не высокомерны» (Челобитие, 15).
Как мы уже сказали, если человек прочитает или услышит 15-ый аят суры "Челобитие", он должен пасть ниц. В следующем аяте, говорится о других характеристиках верующих:
«Их бока поднимаются с постелей с мольбою к Господу, страхом пред Ним и сильным желанием. И они тратят из того, чем Мы одариваем их. Душа не знает о том, что сокрыто от нее из вечных райских радостей. И это в качестве воздаяния за ее дела» (Челобитие, 16-17).
Да, подъем ранним утром и совершение ночной молитвы приносит наилучшее вознаграждение от Аллаха и, кроме Него, никто не знает о такой милости. Поэтому, лучше подниматься рано утром, чтобы снискать бесконечную милость Бога.