Имам Саджад - продолжатель движения Хусейна ибн Али
Воля Аллаха заключалась в том, чтобы его светлость Саджад (мир ему) - сын Имама Хусейна, остался в живых во время сражения в Кербеле. В силу тяжелой болезни, которая приковала к кровати Имама Саджада (мир ему), он не смог принять участие в сражении вместе со своим отцом и его верными сподвижниками.
Однако после событий, имевших место в день Ашуры, его светлость развернул активную деятельность в иных сферах согласно ответственности, которая была возложена на него.
В силу условий, возникших после Ашуры и мученической смерти Имама Хусейна (мир ему), исламское общество оказалось в весьма тяжелом и критическом положении. С одной стороны людям необходимо было разъяснить мотивы и суть восстания Хусейна сына Али (мир им), а с другой - отклонения и тривиальность в обществе достигли апогея, так что религиозные ценности подверглись серьезной угрозе. В таких трудных условиях Имам Саджад (мир ему), используя свою мудрость и проницательность, осуществил свою ответственность - руководство людьми в краткосрочном и долгосрочном плане. За короткий период, то есть во время пребывания в неволе, Имам Саджад (мир ему), используя бесподобный и исключительный метод, мастерски изобразил картину истинности Пути и целей своего отца - Имама Хусейна (мир им). Согласно истории, 12-го числа месяца мухаррам 61 года лунной хиджры караван, который составляли женщины, дети и воины, уцелевшие после сражения в Кербеле, прибыл в Куфу. Среди всех - две выдающиеся личности: Имам Саджад и ее светлость Зейнаб (мир им), воодушевляли остальных, вселяя в них спокойствие и уверенность. Приехав в Куфу, Имам Саджад произнес перед жителями этого города столь трогательную речь, что пробудил в собравшихся спящюю совесть. Многие из них плакали слезами сожаления и раскаяния и на том же собрании просили прощения у Имама.
Во время своего выступления его светлость произнес: «О, люди! Я - Али, сын Хусейна, честь которого вы попрали. Всевышний в полной мере испытал нас - членов семейства Пророка. Он вселил в нас справедливость и воздержанность, даровав нам счастье, а заблуждение и погибель сделал уделом врагов. Разве не вы заключили с моим отцом союз и принесли ему клятву на верность? Однако после вы совершили вероломство и восстали против него. Как же гнусны и порочны вы! Если Посланник Аллаха скажет вам, «Вы убили моего сына и попрали мою честь, и вы - не из моей уммы», с какой совестью вы посмотрите ему в лицо?!».
Проповеди Имама Саджада (мир ему) и его просветительская деятельность были своего рода связующим звеном между движением Ашуры и процессом установления среди мусульман духа справедливости и поиска Истины. По прибытии на территорию Шама - центр правления Язида, Имам Саджад (мир ему) в очередной раз произнес решительную и трогательную речь, которой он нанес сокрушительный удар власти омеядских халифов. Очень многие из людей осознали тогда, что все отдавшие свои жизни в Кербеле были великими и мудрыми людьми. Поэтому общественные мысли изменились в пользу членов непорочного семейства Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство). Язид же, почувствовав опасность для своей власти, приказал как можно скорее перевезти караван пленных в Медину.
По прибытии в Медину ответственность Имама Саджада (мир ему) перешла на следующую стадию, на которой его светлость преследовал реализацию долгосрочных целей. Не позволяя предать забвению память о восстании Имама Хусейна (мир ему), он приступил к исправлению и укреплению религиозных убеждений и мыслей в людях. Поскольку внутренние процессы, происходившие в сознании людей, подверглись искажению, Имам Саджад (мир ему) приложил огромные усилия для повышения уровня сознания, а также социальной и политической компетенции людей. На протяжении своего 34-летнего имамата его светлость создал благоприятную почву для интеллектуальной и культурной деятельности после себя. В условиях, когда власть династии омеядов пыталась занять людские умы второстепенными и ненужными вопросами, Имам Саджад (мир ему) усердствовал в деле призыва мусульман к подлинной сути и содержанию исламского учения.
Одним из замечательных нововведений Имама было повествование религиозных истин и знаний в форме крайне содержательных молитв. Этот метод обладал и обладает особой привлекательностью для многих людей и мыслителей. Сборник молитв Имама Саджада (мир ему), представляющий собой сокровищницу религиозных знаний в интеллектуальной, социальной, нравственной, философской и политической областях, носит название «Сахифа Саджадия». В настоящее время сборник переведен на живые языки мира.
Имам Саджад (мир ему), подобно другим великим религиозным предводителям, своим поведением и образом жизни доказал возможность соблюдения на практике религиозных принципов. Несмотря на свой высокий научный уровень, поведение его светлости сочетало в себе скромность и сдержанность. Однажды некто оскорбил Имама словом, в ответ на что Имам произнес голосом, пронизанным любовью и нежностью: «Если сказанное тобою - правда, я ищу убежища у Господа, если же нет, я прошу Всевышнего простить тебя». Поведение Имама способствовало наставлению того заблудшего человека на путь Истины. Прелесть поступков Имама Саджада (мир ему) проявлялась также в помощи, которую его светлость оказывал неимущим и страждущим низам общества. И хотя эта помощь преимущественно оказывалась тайно, однако после мученической смерти Имама эта тайна была обнародована.
Имам Саджад (мир ему) никогда не был безразличен в отношении событий, происходивших в исламском обществе. Как-то до Имама дошли новости о том, что мыслитель по имени Мухаммад ибн Муслим Зохари получил доступ ко двору омеядских халифов и отступился от истинного Пути. Имам написал ему письмо следующего содержания: «Ты сдружился с врагами Бога. Они хотят сделать тебя орудием для осуществления своих несправедливых целей и использовать тебя в качестве лестницы для своих заблуждений и отклонений от Истины. Приблизив к себе такого ученого как ты, злонамеренные халифы пытаются привлечь к себе простой народ. Однако Бог в Священном Коране взял с ученых обет, чтобы они излагали для людей истины религии. Будь благоразумен, ибо у тебя немного времени, и ты имешь дело с Создателем, который знает обо всех твоих деяниях». Можно сказать, слова Имама Саджада (мир ему) являются назиданием для всех мыслителей на все времена, чтобы они не превращали свои знания в орудие для достижения коварных целей власть имущих.
Продолжение и непрерывность деятельности Имама Саджада (мир ему) в разных областях, а также усилия его светлости для придания бессмертия памяти и воспоминаниям восстания Кербелы с каждым днем все больше расширяли сознание людей и обличали для них подлинное лицо злостных халифов династии омеядов. Поэтому один из этих халифов по имени Валид ибн Абдуль-Малик, столкнувшись с нараставшей волной общественного пробуждения, вызванного Имамом Саджадом (мир ему), понял свое бессилие перед этим всеобъемлющим потоком и решил погасить свет, который источала великая сущность Имама, не ведая о том, что свет Истины - негасим и сият вечно. В результате козней, построенных омеядским халифом Валидом ибн Абдуль-Маликом, Имам Саджад (мир ему) был предан мученической смерти в 94 году по лунной хиджре. Его светлость оставил в наследие человечеству богатую и бесценную сокровищницу религиозных знаний.