Бисмилляхир-рахманир-рахим. Аллахумма кун ли валиййкаль худжатибниль Хасан салаватука ‘аляйхи ва ‘аля абаих фи хазихис-са’ати ва фи кулли-са’ат валиййан ва хафизан ва каидан ва насыран ва далилян ва ‘айна хатта тускинаху ардака тау’а ва туматти’аху фиха тавила. Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного! О, Аллах! Будь для Твоего наместника и Твоего довода на земле Ибн аль Хасана (да снизойдет на него и на его предков Твое благословение!) сейчас и во все времена, Покровителем, Защитником, Предводителем, Помощником, Указывающим путь, Хранителем, до того времени пока не установишь его на земле, и пробудет он на ней надолго.

Годовщина трагической гибели Имама Резы

30 сафара мы отмечаем годовщину мученической смерти одного из членов семейства Пророка имама Резы (мир ему), благородного деятеля, который несколько столетий тому назад ступил на иранскую землю, а его священная гробница в городе Мешхед на протяжении нескольких веков принимает преданных ему людей, которые совершают паломничество в его храм с целью очистить свои души под духовными лучами этого целомудренного имама.

Имам Али ибн Мус ар-Реза (мир ему) родился в 148 г. лунной хиджры в городе Медина. После мученической смерти отца имама Мусы Казима (мир ему), он взял в свои руки бразды управления мусульманской уммой. Его светлость долгие годы в Медине занимался разъяснением и пропагандой исламского просвещения. Приводя веские аргументы, он показал, что власть Аббасидов противоречит возвышенным целям ислама. Просветительская работа имама среди людей привела к тому, что аббасидский халиф Маамун почувствовал угрозу со стороны имама Резы, его наставлений. Как следствие, он отозвал имама Резу (мир ему) из Медины в Мерв, центр своего правления, чтобы во-первых удалить его от «земли откровения», а во-вторых, предложив имаму престолонаследие, придать своей новоявленной власти легитимность. Однако имам Реза (мир ему) благодаря своему глубокому пониманию ситуации завел планы Маамуна в тупик. Одним из мероприятий имама Резы (мир ему) было его выступление в городе Нишапур. Имама Резу (мир ему) на пути из Медины в Мерв, где он ни останавливался, ожидала теплая встреча со стороны местных жителей. Например, в Нишапуре его прибытие с нетерпением ждала огромная толпа людей. И когда имам оказался в кругу преданных ему людей, после восхваления Бога он рассказал хадис, который восходил к Пророку ислама. Это хадис известен под названием «Селселе аз-Захб». Имам Реза (мир ему) об этом предании сказал: «Мой отец услышал от своего отца, а тот от предков и посланника божьего, а тот от Джибраиля, что Всевышний изволил: «Слово «Нет божества кроме Аллаха» - моя крепость. А тот, кто войдет в мою крепость, будет находится в безопасности от моих мучений».

Имам Реза (мир ему), рассказав это хадис, обратил внимание слушателей к важному слову: «А для этого есть условия, включая союз со мной».

Таким образом, по словам имама Резы (мир ему) монотеизм лежит в основе жизни и идей. Он назвал себя в качестве руководителя и имама одним из условий для реализации монотеизма в исламском обществе. Имам Реза в одной лишь фразе определил положение имамата и руководства в божественном мировоззрении и личной и общественной жизни человека.

Нет сомнения в том, что удовлетворение потребностей любого общества возможно лишь в результате установления политического строя и формирования правительства. Этот неоспоримый факт, т.е. необходимость формирования правительства для планирования и управления обществом, не только указан в небесном писании и исламском учении, наблюдается и в политических идеях семейства Пророка, в том числе и в наставлениях имама Резы (мир ему). Этот вопрос доказывает неразрывную связь между политикой и религией. Имам Реза (мир ему) считает необходимым наличие добродетельного, справедливого руководства для предотвращения гнета, насилия и измены в обществе. Обсуждая эту необходимость в более расширенных масштабах, он говорит: «Одна из причин необходимости существования власти заключается в том, что например, мы не видим нации, которая могла бы без правителя и системы, охраняющей порядок и законодательство, продолжать свое существование, так как люди для того, чтобы налаживать свои духовные и материальные дела, вынуждены иметь власть и правителя».

Имам Реза (мир ему), разъясняя значение руководства в исламе, в обращении к человеку по имени Абдуль-азиз ибн Муслим говорит: «Имамат и руководство мусульман составляет один из принципиальных, дополняющих шариат вопросов. Всевышний Господь увел своего посланника в потусторонний мир только после того, как довел до конца свою религию, и ниспослал им Коран, который содержит подробное разъяснение дозволенного и недозволенного, все догмы и наказания за преступления. Мир до сих пор ни видел, ни слыхал писания без комментатора, школы - без учителя и программы - без исполнятеля, тем более в религии, гарантирующей счастье человечества в обоих мирах. Поэтому мы видим, что Пророк не покинул этот мир, пока не научил мусульманам правильный, прямой путь набожности».

Имам Реза далее указывает на факт провозглашения его светлости имама Али преемником Пророка Мухаммеда, считая справедливых имамов и руководителей залогом упрочения общества. С позиции имама Резы, справедливый, правоверный руководитель уделяет полное внимание управлению бытовыми делами, оздоровлению экономического, военного и политического положения в обществе и, следуя традициям Пророка, реализует предписания Корана, направленные на исправление общественного положения. В наставлениях имама Резы (мир ему) открыто объявлено, что имамат и исламское руководство обеспечивает порядок в мусульманском обществе, интересы религии и чувство собственного достоинства верующих. В основные задачи предводителя мусульман входят борьба с нищетой и устранение бытовых трудностей и урегулирование финансовых проблем, а также борьба с коррупцией. Имам Реза (мир ему) считает задачей добродетельного лидера удовлетворение как духовных, так и материальных потребностей людей. Он говорит: «Имам – это распорядитель религии, фактор мусульманской системы. Счастье и благополучие верующих в мире, их честь и гордость обеспечиваются имамом. Воистину имам – основа ислама, его достойная ветвь. Вот он знает и выполняет справедливые божественные предписания. Он своими подходящими советами и вескими аргументами призывает людей пойти по пути справедливости».

Говорят, что однажды аббасидский халиф Маамун перечислил для имама Резы (мир ему) свои военные завоевания и выразил удовлетворенность своими успехами. Имам Реза (мир ему) спросил его: «Тебя так обрадовало завоевание такого-то города?» Маамун ответил: «Не дает ли это повод для радости?» Имам сказал: «Бойся Бога в связи со своей властью над уммой Мухаммеда. Ты же развратил дела мусульманские, поручив дела тем, кто судят не по божьему указу. Обиженным живется трудно. У них нет средств на существование, им некуда пожаловаться. Не знаешь ли ты, что руководитель мусульман, как столб в середине палатки, должен быть всегда легкодоступным».

Имам Реза (мир ему) критикует Маамуна за его халатное отношение к мусульманам и напоминает ему, что правитель мусульман должен быть без труда доступным для людей, служить им, а не то, чтобы заниматься развлечениями в роскошных дворцах вдали от народа».

Имам Реза (мир ему) в другом месте говорит:

«Божие законы не осуществляются, разве что если над ними будет властвовать могущественный и доверенный человек, который не допустит посягатьства на чужие права».

Имам Реза (мир ему) считает одним из характерных черт благодетельного руководителя могущество, которое должно носить здоровый характер и быть основано на принципиальном менеджменте и обслуживании обществу. Таким образом, властвование над людьми далеко от любой диктатуры и карьеризма. Эта цель не может быть достигнута, разве что в глазах добродетельный правитель будет взирать на власть, должность и средства правления как нечто данное ему Богом на хранение. Лишь в таком случае, как выражается имам Реза (мир ему), правитель заслуживает доверия народа и использует свою мощь для пресечения гнета и насилия. Его светлость считает залогом упрочения власти как таковой справедливость. Он говороит: «Когда султан, царь или правитель угнетает людей, расшатываются устои его власти, он теряет влияние и авторитет».

В целом имам Реза (мир ему) называет добродетельным того правителя, который, опираясь на собственные знания, набожность и проницательрность, обеспечивает счастьем людей в этом и в потусторонном мире в соответствии их достоинствами и устанавливает в обществе справедливость. Иранский народ во время исламской революции обрел вышеуказанные черты в лице имама Хомейни и по тем же мотивам ныне поддерживают его преемника аятоллу Хаменеи.

Имам Реза (мир ему) провел последние два года своей жизни в городе Мерв, а после долгих лет борьбы и агитации политических, идеологических и культурных идей в 203 году лунной хиджры был отравлен по приказу аббасидского халифа Маамуна.

Выражая соболезнование в связи с годовщиной мученической смерти имама Резы (мир ему), мы просим Всевышнего Господа направить нас на яркий путь Истины, праведный путь Пророка и его семейства.