Бисмилляхир-рахманир-рахим. Аллахумма кун ли валиййкаль худжатибниль Хасан салаватука ‘аляйхи ва ‘аля абаих фи хазихис-са’ати ва фи кулли-са’ат валиййан ва хафизан ва каидан ва насыран ва далилян ва ‘айна хатта тускинаху ардака тау’а ва туматти’аху фиха тавила. Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного! О, Аллах! Будь для Твоего наместника и Твоего довода на земле Ибн аль Хасана (да снизойдет на него и на его предков Твое благословение!) сейчас и во все времена, Покровителем, Защитником, Предводителем, Помощником, Указывающим путь, Хранителем, до того времени пока не установишь его на земле, и пробудет он на ней надолго.

Годовщина мученический смерти имама Садыка (мир ему)

11 августа (25 шавваля) исламский мир погрузился в траур по случаю годовщины мученической гибели великого человека, который представлял собой уникальную сокровищницу науки и мудрости. Он сделал немало шагов, чтобы сохранить в первозданном виде религию Мухаммада (ДБАР).

25 шавваля - годовщина мученической гибели непорочного потомка божьего Пророка (Да благословит Аллах его и его семейство!) - имама Садыка (мир ему). Мы выражаем соболезнование по этому случаю всем поклонникам семейства Пророка. Надеемся, что нам удастся извлечь пользу из учений таких религиозных лидеров, утолив жажду познания и мудрости. Цитируя изречение его светлости, мы вкратце ознакомим Вас с биографией имама Джафара Садыка (мир ему).

Имам Садык (мир ему) говорит: "Три фактора вызывают любовь: религиозность, смиренность и щедрость".

Имам Джафар Садык (мир ему) родился 17 Раби'аль-Авваля 83 года лунной хиджры в городе Медина. Его отцом был имам Мухаммад Бакир (мир ему). Жизнь имама Садыка (мир ему) совпала с одним из самых богатых событиями периодов исламской истории, поскольку переход власти халифата от Омеядской династии к Аббасидской был сопряжен многочисленными взлетами и падениями. С другой стороны, этот период характеризуется соприкосновением разных идеологий и направлений, а также конфликтом между разными философскими и богословскими мышлениями. Мусульмане больше, чем когда-либо ранее проявляли стремление к изучению разных наук. К тому же, через перевод различных текстов в исламский мир проникали философские и богословские идеи. Разумеется, в этот период малейшее колебание или апатия могли сбить исламскую умму с правильного пути и распространить неправильное понимание религии. В этот критический период на плечи имама Садыке (мир ему) пала тяжкая ответственность. С одной стороны, все больше ощущалась опасность появления ереси и отклонения от правильного пути, а с другой, необходимо было гарантировать исламские учения и принципы от искажения и неправильной интерпретации. В подобных условиях, имам Садык (мир ему) приложил немало усилий к восстановлению и возрождению истинных исламских учений. Он заложил основы мощного научного течения, в котором воспитал 4000 видных учеников, впоследствии знатоков разных научных отраслей. Эти мыслители, каждый из которых овладел несколькими научными отраслями, разъехались по всем исламским землям. Ученики имама Садыка (мир ему) воспламенили сияющий факел науки по всему исламскому миру, занимаясь просвещением людей. Возрождение истинной сути исламских учений со стороны имама Садыка (мир ему) открыло новые горизонты перед исламской уммой и вызвали новую волну тяготения к науке в исламском мире.

Имам Садык (мир ему) в классифицированной форме сформулировал научные, теологические и богословские вопросы и, воспитывая ученых, оставил в наследство исламской умме ценную научную сокровищницу. То, что дошло до нас от великой школы имама Садыка (мир ему) в сфере этики, фикха, толкования, калама (или исламского богословия) и естественных наук, является плодом широких усилий этого великого имама. По признанию мыслителей разных исламских толков, научная школа имама Садыка заложена на крепких всеохватывающих основах". Один из улемов суннитского толка Ахмад Заки Салех говорит по этому поводу: "Шиитская религия под руководством имама Садыка оказалась первой религией, которая сформулировала религиозные вопросы на рациональной основе и придала исламскому учению уникальную научную динамичность".

В биографии имама Садыка (мир ему) любопытны особенно его научные дискуссии с инициаторами разных идей и даже с еретиками и теми, которые даже не верили в Бога. В этих дискуссиях имам Садык (мир ему), прекрасно владея естественными и эмпирическими науками, при помощи веской аргументации и красноречивой логики раскрывал факты, сокрытые в этих науках, и доказывал существование Бога. Высказывания имама Садыка (мир ему) о существовании мудрого Создателя, адресованные одному из его помощников по имени Муфаззал, собраны в книге под названием "Монотеизм Муфаззала". Одним из учеников, воспитанных имамом Садыком (мир ему), является Джабер Ибн Хайян. Он был выходцем из Хорасана. Его отец, который занимался торговлей лекарством в Тусе, был убит сторонниками Омеядской династии. После гибели отца, Джабер переехал в Медину, где стал извлекать пользу из сокровищницы знаний имама Бакира (мир ему) и его сына имама Садыка (мир ему). Джабер Ибн Хайян - один из гениев исламского мира, который известен как "отец химии". В своих трактатах он неоднократно пишет следующие фразы "Джафар Ибн Мухаммад (имам Садык) сказал мне, что..." или "Я узнал у имама Садыка, что...".

По своим добродетелям имам Садык (мир ему) был примером для подражания всего человечества. Исламский историк Ибн Халлакан пишет в описании характера имама Садыка: "Имам Садык (мир ему) был одним из великих членов семейства Пророка. Его называли Садык (искренний) потому, что он все время говорил только правду. Язык не справляется с описанием его достоинств".

Имам Садык (мир ему) обладал сердцем, озаренное божьим светом. В благодеянии и помощи нуждающимся он опережал всех остальных. Его проницательность и красноречие буквально ошеломляли окружающих. Несмотря на то, что никто не мог соперничать с ним в сфере науки и мудрости, он с присущей ему скромностью жил рядом с простым народом и крайне просто общался с людьми. Имам Садык (мир ему) иногда в жаркие летние дни занимался земледелием на своей земле. Он говорил: "Если я встречу своего Аллаха в эти минуты, т.е. во время труда ради хлеба насущного, то я буду несказанно счастлив".

Имам Садык (мир ему) все время старался общаться с народом и сочувствовать ему. Когда Медина была охвачена засухой и возникла нехватка пшеницы, имам спросил своего слугу Мутаба: "У нас дома есть пшеница?" Тот ответил: "Да, на несколько месяцев хватит". Имам немедленно приказал ему продать всю пшеницу. Мутаб погрузил мешки с пшеницей на верблюдов и продал всё на рынке Медины. Когда вернулся домой к имаму Садыку (мир ему), имам сказал ему: "Впредь каждый день покупай хлеб на базаре. Мы должны, как и другие люди, покупать хлеб, изготовленный наполовину из пшеницы и наполовину из ячменя".

В отношении тиранических правителей, имам Садык (мир ему) занимал открытую позицию. Но ввиду отсутствия подходящих условий в обществе, в том числе за неимением достойных и заслуживающих доверия соратников, он воздерживался от открытого выступления против угнетателей из династии Аббасидов. Имам Садык (мир ему) разными путями информировал народ о заговорах аббасидских халифов и удерживал своих приверженцев от всякого сотрудничества с ними. Халиф Мансур все время испытывал озабоченность в связи с популярностью имама Садыка в народе и, исходя из этого, тщательно наблюдал за его деятельностью. Он старался при помощи коварных заговоров подорвать научный и духовный авторитет имама, но каждый раз его заговоры срывались и правота имама становилась все явнее.

Однажды Мансур Даваники написал в письме имаму Садыку (мир ему): "Почему Вы, как и другие, с нами не общаетесь?" Имам Садык ответил: "Я ничего плохого не сделал, чтобы бояться тебя. Ты также настолько далек от духовности, что у меня нет никакого желания общаться с тобой". Получив такой ответ от имама, Мансур написал ему: "Будь рядом с нами, чтобы давать нам советы". А имам Садык (мир ему) ответил: "Тот, кто помышляет лишь о мирских интересах и благах, не может давать тебе советы, а тот, кто заботится о загробном мире, также не общается с тобой". Халиф Мансур знал, что имам Садык (мир ему) просвещает народ о заговорах и засилье государства путем распространения истинных исламских учений. Поэтому он видел в имаме Садыке (мир ему) главную угрозу своей власти, вплоть до того, что он решил физически устранить дорогого потомка божьего Пророка. Наконец в 148 году лунной хиджры, когда имаму было 65 лет, он пал мученической смертью от рук агентов Мансура. Священное тело его светлости было предано земле рядом с могилами его дорогого отца и деда.

Выражая соболезнование по случаю мученической гибели имама Садыка (мир ему), мы предлагаем Вашему вниманию его изречения.

По поводу Корана, вечного слова божьего, имам Садык (мир ему) говорит: "Коран - это союз Аллаха с рабами. Мусульманину подобает каждый день читать по 50 аятов из Корана. Я рекомендую Вам читать Коран. Следуйте каждому аяту, который помог вашим предшественникам достичь блаженства, и остерегайтесь повторения пагубной судьбы предшественников, о чем также предупреждают некоторые аяты".

Имам Садык (мир ему) говорит также: "Я гарантирую, что тот, кто соблюдает умеренность, никогда не впадет в бедность ".