Бисмилляхир-рахманир-рахим. Аллахумма кун ли валиййкаль худжатибниль Хасан салаватука ‘аляйхи ва ‘аля абаих фи хазихис-са’ати ва фи кулли-са’ат валиййан ва хафизан ва каидан ва насыран ва далилян ва ‘айна хатта тускинаху ардака тау’а ва туматти’аху фиха тавила. Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного! О, Аллах! Будь для Твоего наместника и Твоего довода на земле Ибн аль Хасана (да снизойдет на него и на его предков Твое благословение!) сейчас и во все времена, Покровителем, Защитником, Предводителем, Помощником, Указывающим путь, Хранителем, до того времени пока не установишь его на земле, и пробудет он на ней надолго.

Труд как вид джихада

Однажды Пророк сидел в кругу своих соратников в мечети города Медины. Каждый из присутствующих излагал какой-либо вопрос, после чего пророк приступал к его обсуждению. Временами его взгляд устремлялся за пределы мечети. Он смотрел на крепкого и сильного юношу, который с раннего утра работал в поте лица неподалеку от мечети. Молодой человек работал с предельной серьезностью, и пророк стал наблюдать за его движениями.

Как раз в это время один из присутствующих заметил это и сказал Его Светлости: «Этот юноша так погружен в свою работу, что даже не замечает, что происходит вокруг. Жаль только, что он употребляет свои силы не ради Всевышнего. Если бы он направил свою мощь в угоду Господу, он был бы достоин похвалы». Когда он закончил свою речь, пророк некоторое время хранил молчание. Все ждали, когда пророк выскажет свое мнение. Затем Его Светлость произнес: «Мои дорогие, не говорите так. Если этот сильный юноша, очаровавший меня, работает для обеспечения своих жизненных потребностей, чтобы не нуждаться в других, знайте, что он вступил на путь довольства Бога. Если он старается обеспечить пропитание для отца и матери или детей, дабы удовлетворить их нужду, он опять приложил усилия в угоду Богу. Если же он стремиться приумножить свое состояние, чтобы хвастаться им перед неимущими, знайте, что он вступил на путь Шайтана, сбившись с пути Истины». Услышав красивые речи пророка, мужчина, несправедливо осудивший юношу, пожалел о сказанном. После этого пророк поднялся, чтобы подготовиться к обрядовой молитве. Несколько человек из присутствующих в мечети решили помочь тому юноше, чтобы тот быстрее закончил свою работу и успел к групповой молитве.

Труд и старания занимают особое место в лучезарном учении Его Светлости Мухаммада (Да благословит Аллах Его и его семейство!). Ислам призывает своих последователей к труду и жизнерадостности. Религиозные руководители ислама, особенно пророк на протяжении всей своей жизни усердно, старательно и радостно исполняли Божественный долг, чтобы мусульмане, беря с них пример, наилучшим образом прожили свою жизнь. Пророк ислама (Да благословит Аллах Его и его семейство!) говорит: «Самой чистой едой для человека является та еда, которую он заработал своим трудом и стараниями».

Поскольку усердие ради приобретения честно заработанного пропитания является достойным делом, все трудности, испытываемые человеком на этом пути, так же ценны. Пророк придавал усердию в деле обустройства своей жизни и жизни членов своей семьи столь большое значение, что приравнивал его к священной войне за веру, джихаду. Его Светлость говорит: «Джихад состоит не только в том, что человек обнажает меч ради Всевышнего, джихад еще в том, что человек несет на себе жизненные тяги своего отца, матери и ребенка. Каждый, кто примет бремя своей жизни, чтобы не нуждаться в других, совершает джихад». Следовательно, сфера для проявления усердия ради Всевышнего – крайне широка.

Впервые годы зарождения ислама несколько соратников пророка Божьего (Да благословит Аллах Его и его семейство!) услышав второй и третий аяты суры «Развод», прекратили трудиться для обеспечения потребностей семьи и посвятили себя целиком богослужению. В этих аятах мы читаем: "...Тому, кто боится Аллаха, Он дает выход (из положения), обеспечивает пропитанием, откуда тот и не ждет...", когда пророк понял, что некоторые из его окружения, услышав этот аят, решили вести отшельнический образ жизни и посвятить себя, только богослужению, чтобы Бог ниспослал им пропитание, он был крайне огорчен.

Он упрекал их в этом, говоря: «Не будет удовлетворена молитва того, кто изберет такой образ жизни и перестанет трудиться (ради обеспечения пропитания для себя и своей семьи). Вы обязаны работать, дабы получить пропитание благодаря собственным стараниям, прося помощи у Всевышнего». Пророк также говорит: «Тот, кто вял и равнодушен в миру, будет еще более слабым в делах мира загробного. Лучший из мусульман – тот, кто извлекает пользу из этого и загробного миров».

Еще одним из назиданий ислама и Его Светлости людям было избежание крайностей и соблюдение умеренности. Соблюдая умеренность и сдержанность в делах, человек меньше устает, оставаясь здоровым как духовно, так и физически. Пророк ислама считает умеренность и сдержанность в пропитании признаками мудрости и говорит: «Будьте умеренны в поисках пропитания».