Труд как вид джихада
Однажды Пророк сидел в кругу своих соратников в мечети города Медины. Каждый из присутствующих излагал какой-либо вопрос, после чего пророк приступал к его обсуждению. Временами его взгляд устремлялся за пределы мечети. Он смотрел на крепкого и сильного юношу, который с раннего утра работал в поте лица неподалеку от мечети. Молодой человек работал с предельной серьезностью, и пророк стал наблюдать за его движениями.
Труд и старания занимают особое место в лучезарном учении Его Светлости Мухаммада (Да благословит Аллах Его и его семейство!). Ислам призывает своих последователей к труду и жизнерадостности. Религиозные руководители ислама, особенно пророк на протяжении всей своей жизни усердно, старательно и радостно исполняли Божественный долг, чтобы мусульмане, беря с них пример, наилучшим образом прожили свою жизнь. Пророк ислама (Да благословит Аллах Его и его семейство!) говорит: «Самой чистой едой для человека является та еда, которую он заработал своим трудом и стараниями».
Поскольку усердие ради приобретения честно заработанного пропитания является достойным делом, все трудности, испытываемые человеком на этом пути, так же ценны. Пророк придавал усердию в деле обустройства своей жизни и жизни членов своей семьи столь большое значение, что приравнивал его к священной войне за веру, джихаду. Его Светлость говорит: «Джихад состоит не только в том, что человек обнажает меч ради Всевышнего, джихад еще в том, что человек несет на себе жизненные тяги своего отца, матери и ребенка. Каждый, кто примет бремя своей жизни, чтобы не нуждаться в других, совершает джихад». Следовательно, сфера для проявления усердия ради Всевышнего – крайне широка.
Впервые годы зарождения ислама несколько соратников пророка Божьего (Да благословит Аллах Его и его семейство!) услышав второй и третий аяты суры «Развод», прекратили трудиться для обеспечения потребностей семьи и посвятили себя целиком богослужению. В этих аятах мы читаем: "...Тому, кто боится Аллаха, Он дает выход (из положения), обеспечивает пропитанием, откуда тот и не ждет...", когда пророк понял, что некоторые из его окружения, услышав этот аят, решили вести отшельнический образ жизни и посвятить себя, только богослужению, чтобы Бог ниспослал им пропитание, он был крайне огорчен.
Он упрекал их в этом, говоря: «Не будет удовлетворена молитва того, кто изберет такой образ жизни и перестанет трудиться (ради обеспечения пропитания для себя и своей семьи). Вы обязаны работать, дабы получить пропитание благодаря собственным стараниям, прося помощи у Всевышнего». Пророк также говорит: «Тот, кто вял и равнодушен в миру, будет еще более слабым в делах мира загробного. Лучший из мусульман – тот, кто извлекает пользу из этого и загробного миров».
Еще одним из назиданий ислама и Его Светлости людям было избежание крайностей и соблюдение умеренности. Соблюдая умеренность и сдержанность в делах, человек меньше устает, оставаясь здоровым как духовно, так и физически. Пророк ислама считает умеренность и сдержанность в пропитании признаками мудрости и говорит: «Будьте умеренны в поисках пропитания».