Связь Священного Корана с наукой
Уважительное отношение Священного Корана к науке и поощрение ее изучения
Аналог уважительного отношения Священного Корана к науке и знаниям не встречается более ни в одной другой небесной книге. В этом отношении достаточно напоминания о том, что Коран называл период дикости арабов, соответствующий доисламской эпохе, периодом невежества (джахилийа). Священный Коран в сотнях айатов говорит о науке и знании, стремится к их возвеличиванию. Так, Всевышний Господь, как бы напоминая об оказанной Им человеку услуге, изрекает:
«И человека обучил тому, что он не знал» (96:5).
И еще:
«Повышает Аллах степенью тех из вас, кто верует, а также тех, кому Знание даровано» (58:11).
И, наконец:
«Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (39:9)
Есть еще много коранических айатов, где затронут этот вопрос. В хадисах досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!) и Имамов Ахл ал-Бейт (мир им!) этому вопросу также посвящено множество преданий (ахбар).
Науки, к изучению которых призывает Священный Коран
Священный Коран во многих айатах (в силу их многочисленности мы воздержимся от перечисления) призывает к размышлениям над знамениями, связанными с небом и яркими звездами, с изменениями в их состоянии, а также — о порядке, который царствует над ними. Коран поощряет размышления по вопросам создания воды и суши, гор и пустынь, а также удивительных явлений в земных недрах; о разнице между днем и ночью; по поводу смены времен года. Священная Книга призывает к размышлениям над чудесами, связанными с сотворением земной флоры и фауны, вегетацией растений, а также повадками животных. Коран серьезно настаивает на необходимости размышлений над сотворением самого человека и тайнами, заложенными в его естестве; над внутренней природой людей и их духовным миром, связью последнего с небесным царством. Он призывает человека размышлять о земных просторах; внимательно изучать жизнь и деяния прошлых поколений; проявлять любопытство по отношению к жизни и особенностям различных народов, интересоваться их сказаниями и историей.
Таким образом, Коран призывает к изучению естественных наук, математики, философии, литературы, истории, наконец — всех наук, которые доступны человеческой мысли и которые являются полезными для человеческого сообщества и для достижения им счастья. Священный Коран на деле призывает человека к освоению этих наук, но с условием, чтобы они, служа ему руководством в поисках истины, включали бы в себя истинное мировоззрение, в центре которого находится познание Аллаха. В противном случае всякая наука, заставляющая человека увлекаться исключительно самим собой и отвлекает его от познания Аллаха, в Коране считается эквивалентной невежеству. Всевышний Господь изрек:
«Знают они только то, что явлено им в жизни здешней, но ничего не представляют они о жизни будущей» (30:7).
Или:
«Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Аллах ввел его в заблуждение на основании знания, запечатал его слух и сердце и бросил на его взор покрывало. Кто же наставит его на прямой путь после Аллаха? Неужели вы не помяните назидание?» (45:23)
Священный Коран, призывая к изучению наук, и сам является руководством для изучения целого ряда теологических дисциплин, а также общих основ исламской этики и фикха.
Науки, предметом изучения которых является Священный Коран
Среди мусульман распространены и такие науки, предметом изучения которых является непосредственно Священный Коран. Возникновение этих наук началось с самых первых дней ниспослания айатов Священного Корана. Вопросы, выдвигаемые этими науками, постепенно распространились среди людей. Затем ученые, занимающиеся такими науками, провели определенные исследования и написали соответствующие труды. Некоторые изучали кораническую терминологию, а другие проводили изыскания в области смыслов Корана. Науки, занимающиеся коранической терминологией, включают такие дисциплины, как орфоэпия (правила литературного произношения) и рецитация (правила мелодичного чтения). Данные дисциплины посвящены таким вопросам, как качество произношения — с учетом складов и букв, падежей и состояний, которые свойственны слоговым буквам в арабском языке в простых и составных словах; как слияние и изменение букв, остановки при чтении, начало нового предложения и тому подобное. Есть специальная дисциплина, изучающая записи и разъяснения семи популярных способов рецитации (таджвид) Корана, а также способы чтения сподвижников Пророка и другие популярные направления рецитации. Существует дисциплина, предметом изучения которой служит количество сур и айатов Корана, кораническая каллиграфия, а также различные типы и виды каллиграфии.
В свою очередь к дисциплинам, исследующим смыслы Священного Корана, относятся:
а) Дисциплина, предметом изысканий которой является все смысловое разнообразие айатов —танзил (знание о ниспослании айатов), та’вил ( выявление эзотерического смысла айатов), внешние и внутренние аспекты Корана, очевидные (мухкам) и метафорические (муташабих) трактовкиайатов, а также отмененные (мансух) и отменяющие (насих) айаты;
б) дисциплина, рассматривающая айаты и предписания (ахкам); относится к фикху.
в) дисциплина, предметом рассмотрения которой являются особые смыслы коранических айатов; известна как кораническая экзегеза — тафсир. К слову, во втором разделе настоящего издания нами были высказаны соответствующие рассуждения относительно экзегетики и поколений экзегетов.
Исламскими учеными-богословами и исследователями написаны многочисленные труды по всем направлениям наук, посвященным Корану.
Науки, на формирование которых Священный Коран оказал влияние
Несомненно, история формирования ныне популярных, изучаемых и преподаваемых среди мусульман религиозных наук связана с миссией Пророка (да благословит Аллах его и его род!) и ниспосланием Корана, который принес Божественные знания и даровал законы Шариата.
Эти науки в I в. хиджры из-за запрета, наложенного властями халифов на записывание хадисов и на составление книг, посвященных хадисам, были распространены в несистематизированном виде только среди сподвижников Пророка (сахаба) и их последователей (таби‘ин), исключая небольшое количество лиц, которыми были написаны некоторые книги по фикху, экзегетике и хадисам. Большинство людей изучали религиозные науки изустно — путем выслушивания и запоминания.
Начиная со II в. хиджры, после снятия запрета [1], люди стали записывать хадисы, а затем приступили к письменной фиксации своих рассуждений применительно к другим наукам, инициировав тем самым появление систематизированного свода религиозных знаний. Так возникло изучение хадисов, генеалогии (передатчиков хадисов), методологии знаний (‘илм ад-дирайа), фикха(исламского права и юриспруденции), калама (исламской схоластики).
Начало формироваться и философское мышление. Хотя философия проникла в исламскую среду вместе с переводами с греческого языка, по прошествии некоторого времени она попала под влияние общественного мышления и претерпела значительные изменения — что по форме, что по содержанию. В мусульманской философии, особенно в области познания Бога, нет такого вопроса, который не мог быть обоснован посредством аргументов из Корана и хадиса.
То же самое можно сказать по поводу наук филологического толка. Хотя предметом изучения таких наук, как грамматика, риторика, литература, лексикология, этимология и был непосредственно арабский язык и его особенности, главным толчком к возникновению и развитию этих наук послужил Священный Коран, покоривший сердца людей великолепием своего слога.
Для выяснения значения терминов и уяснения состава предложений, в целях познания секрета красоты, выразительности и тонкого словесного искусства Корана люди нуждались в том, чтобы понять общие закономерности Слова Аллаха, сравнить его совершенство с тем несовершенством, которое встречалось в обыденной арабской лексике того периода. Иначе говоря, они желали видеть результаты своего любопытства и пытливости ума. В итоге в арабском языкознании появились синтаксис и морфология арабского языка и направления, посвященные красноречию.
Согласно преданиям, Ибн ‘Аббас, который принадлежал к когорте экзегетов из числа сподвижников Пророка, излагал смысл айатов, обращаясь к арабской поэзии; как следствие, он рекомендовал собирать и хранить стихи арабских поэтов. Известны его слова о том, что «поэзия — это совещательный орган арабов». Благодаря этому были собраны и зафиксированы лучшие образцы арабской прозы и поэзии. Так, шиитский ученый Халил б. Ахмад ал-Басри написал знаменитую книгу Ал-‘айн («Око»), в которой основал науку о метрических нормах арабской поэзии (‘аруз).
Историческая наука в Исламе также исходила из содержания хадисов. Все началось со сказаний о Пророках (мир им) и жизнеописания самого досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!), к ним добавилась история начального периода возникновения и распространения Ислама, и постепенно историческая наука стала формироваться как всеобщая история.
Смело также можно утверждать, что основным фактором, способствовавшим занятиям мусульман в области естественных наук, математики и т. п., изначально были переводы с других языков, а затем — та культурная мотивация, которая была вселена в сердца мусульман Священным Кораном.
Вначале по поручению халифов, которые правили тогда арабским народом, книги из разным наук переводились на арабский с греческого, сирийского и индийского языков, в итоге чего данные науки стали доступны всем мусульманам, среди которых были представители различных народов. Горизонты исследований мусульман, результативность их трудов возрастали с каждым днем.
Известно, что величественная исламская цивилизация, которая начала формироваться после переселения (хиджра) и кончины досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!) распространилась на значительной части территорий стран того периода. Ныне данная цивилизация именем ислама объединяет около 600 тысяч [2] человек, живущих на планете, и ее жизнеспособность является наглядным свидетельством влияния Священного Корана на мировую ойкумену.
Разумеется, подобные масштабные преобразования, которые стали одним из главных звеньев в цепи мировых событий, будет оказывать подобающее влияние и на последующие звенья этой цепи. Следовательно, Священный Коран продолжит быть одной из причин и предпосылок прогресса всей мировой культуры.
Вне сомнений, основательное освещение и демонстрация реальной ценности данного вопроса нуждаются в более глубоком исследовании и анализе, но соблюдаемый в этой книге принцип краткости изложения исключает подобный подход.
Из книги Мухаммада Хусейна Табатабаи «Коран в Исламе»[3]
[1] Как известно в истории ислама, этот запрет был снят омейядским халифом ‘Умаром б. ‘Абд ал-’Азизом (718—721).
[2] Согласно статистическим данным года написания данной книги, т. е. 1341 года хиджры солнечной, соответственно 1962 г. от Р. Хр.
[3] Мухаммад Хусайн Табатабаи. Коран в Исламе. Санкт-Петербург: «Петербургское востоковедение», Фонд исследований исламской культуры, 2011.