Бисмилляхир-рахманир-рахим. Аллахумма кун ли валиййкаль худжатибниль Хасан салаватука ‘аляйхи ва ‘аля абаих фи хазихис-са’ати ва фи кулли-са’ат валиййан ва хафизан ва каидан ва насыран ва далилян ва ‘айна хатта тускинаху ардака тау’а ва туматти’аху фиха тавила. Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного! О, Аллах! Будь для Твоего наместника и Твоего довода на земле Ибн аль Хасана (да снизойдет на него и на его предков Твое благословение!) сейчас и во все времена, Покровителем, Защитником, Предводителем, Помощником, Указывающим путь, Хранителем, до того времени пока не установишь его на земле, и пробудет он на ней надолго.

Скромность

Среди нравственных качеств, которыми обязан обладать каждый мусульманин, нравственность занимает особое место. Это качество некоторые считали даже основой мусульманской нравственности.

Потому что скромность относится к таким качествам, которые следует соблюдать как в отношении с Аллахом, так и в отношениях с людьми. Скромность напрямую оказывает воздействие на взаимоотношения людей в обществе. В обществе, где царит скромность, во главе угла всегда будут уважение, справедливость, благополучие.

Пророк Ислама (с) велел: «Среди людей с точки зрения поклонения Аллаху самыми превосходными являются те, чье положение высоко, но они ведут себя скромно». Из этого хадиса становится понятно, что, во-первых, скромность является одним из средств, которые возвышают человека пред Аллахом, и даже богослужение становится превосходным, обладая именно этим качеством. А во-вторых, скромность человека, который имеет большие возможности, более ценна, но в то же время является и более трудной задачей.

Чтобы подчеркнуть важность скромности, Пророк Мухаммад (с) говорил своим сподвижникам: «Почему я не могу почувствовать и видеть у вас признаки сладости богослужения?» Сподвижники спросили: «А что такое сладость богослужения?» Его Светлость ответил: «Скромность».

А имам Реза (а) так описывал скромность: «Скромность – это обращаться с людьми так, как хочешь, чтобы они обращались с тобой».

На протяжении всей истории Ислама наши великие ученые брали пример с Пророка и непорочных имамов, и обходились с большой скромностью. Одним из таких ученых был выдающийся исламский ученый XX века, преподаватель центра религиозных наук в Наджафе, азербайджанец по происхождению Алламе Мухаммад Хусейн Нахчывани Исфахани Компани (1878 - 1942).

Отец Нахчывани был состоятельным купцом. Так как он был единственным ребенком в семье, то унаследовал все его состояние. Однако он потратил все свои деньги на благотворительность и ничего не оставил себе. Даже умер он в доме, который арендовал в Наджафе.

До конца своих дней он ежедневно тысячу раз читал суру «Кадр», а в усыпальнице имама Али (а) читал зийарат-Ашура. Его ученик, покойный аятолла Бехджат вспоминал, что в личности Шейх Мухаммад Хусейна наука и ирфан были представлены в одинаковой степени. Изучающие научную деятельность ученого могли предположить, что у него нет ни минуты свободного времени, и он постоянно занят чтением и письмом. А те, кто был знаком с его миром ирфана, думали, что он постоянно занят богослужением и все его время уходит на это.

Из-за своей скромности Нахчывани даже надевал маленькую чалму. Часто его глаза были опущены, он не любил даже долго смотреть в лицо своему собеседнику. Говорил он тихо и неспешно. Иногда студенты возражали ему, так как не могли услышать то, что он говорил. Однако ученый не менял своего стиля.

Ниже приводим интересное событие, которое случилось с ученым.

Один из его учеников вспоминал, что однажды увидел на базаре в Наджафе Нахчывани. Согнувшись, он подбирал с земли луковицы, причем делал это с улыбкой на лице. Приблизившись, ученик стал помогать учителю. Выяснилось, что Нахчывани купил на базаре лук, однако рассыпал их. Когда они вместе собрали все луковицы, и Исфахани, собрав их в подол своей рясы, собирался уходить, ученик спросил у него о причине улыбки. Ученый ответил: «Я был довольно упитанным, когда приехал в Наджаф. В руках у меня были дорогие четки, ведь я был из богатой семьи. Однажды, в усыпальнице имама Али (а) нитка оборвалась, и бусинки рассыпались по полу. Четки были дорогими, каждая бусинка стоила один динар. Однако, во-первых, для меня это была небольшая сумма. А во-вторых, я не счел нужным нагнуться и собрать 100 бусинок, потому что был очень грузным. Я даже не стал искать бусинки, а завершив зийарат, покинул усыпальницу… А теперь, в преклонном возрасте, я нагибаясь по одному собрал луковицы. В душе я восхвалял Аллаха, что не столь грузен как тогда, я худой и могу свободно двигаться. А еще я обрадовался, что у меня нет теперь богатства, я беден. Именно поэтому я и улыбался, когда собирал луковицы».