Имам Багир - сияющий факел, озаривший исламский мир
Имам Мухаммад Багир (мир ему) родился в 57 году по лунной хиджре в городе Медина. Его отцом был имам Саджад (мир ему). За много лет до его рождения дорогой Пророк ислама (да благославит Аллах Его и Род Его) сказал одному из своих сподвижников по имени Джабер ибн Абдулла Ансари: «О Джабер, ты доживешь до того времени, когда исламской уммой будет руководить один из моих потомков. Его будут звать Мухаммад. Он-просветитель религиозных знаний, который получит прозвище Багир, то есть открыватель знаний. Когда встретишься с ним, обязательно исполни мое поручение и передай ему привет от меня».
Джабер имел долгую жизнь, благодаря чему смог увидеть имама Мухаммада Багира (мир ему) и передать ему привет посланника божьего (да благославит Аллах Его и Род Его).
В конце первого столетия по хиджре, когда гнет и насилие Омеядов с одной стороны и их конфликты с противниками с другой достигли своего апогея, эти политические распри наряду с тяготами народа, жившего в бедности, лишили его возможности проведения научно-культурной деятельности и знакомства с религиозным учением и воспитанием. Судя по историческим свидетельствам, неосведомленность некоторых людей в религиозных вопросах достигала такой степени, что они не знали даже как нужно правильно читать намаз или совершать обряд хаджа. В это время правление халифа, охваченное политическими разногласиями, обессиливало с каждым днем. Несмотря на то, что члены семейства Пророка были самыми достойными людьми для руководства мусульманами, в среде народа царили разногласия по вопросам халифата. Некоторые считали, что халифат должен принадлежать Омеядам, другие имели ошибочные представления о личности членов семейства Пророка.
В таких условиях имам Багир, подобно сияющему факелу, озарил исламский мир, рассеяв темноту и невежество. Политика имама Багира заключалась в распространении подлинных исламских знаний, культуры и религиозных ценностей. Исламская умма на тот момент нуждалась в возрождении интеллектуального мышления и имам приложил максимум усилий, чтобы пробудить ее от сна неведения и направить на путь совершенства. Он разъяснил значение имамата и достоинство членов семейства Пророка в управлении народом. Имам Багир отметил то важное обстоятельство, что критерием подлинного пути является божье Писание (Коран) и традиция Пророка. Имам изрек, что ключ к подлинному счастью после божьего посланника лежит через следование знаниям семейства Пророка и подчеркнул: «Семейство Пророка является единственным надежным источником идеологических и интеллектуальных вопросов». Имам Багир сказал: «Члены семейства Пророка - это двери познания божественных знаний, ведущие в рай».
Имам Багир (мир ему) для развития исламских знаний и воспитания ученых и мыслителей заложил основы научно-культурного движения, приведшего после него к учреждению грандиозного университета благодаря усилиям его великого сына имама Садика (мир ему). Научно-культурная деятельность имама Мухаммада Багира в последние годы первого столетий по лунной хиджре создали благоприятную почву возрождения подлинных исламских идей и ценностей и повышения уровня сознательности уммы.
Один из учеников имама Багира (мир ему) Джабер ибн Язид Джофи пересказал об имаме 70 тысяч хадисов. Он говорит: «Я служил имаму Багиру 18 лет. Разлучаясь с ним я сказал ему: «О сын божьего Пророка, напои меня своими знаниями». «О Джабер, - обратился он ко мне - неужели после 18 лет ты все еще испытываешь жажду в знаниях»? «Вы - нескончаемый источник чистой воды» -ответил я.
Присутствие имама Багира среди исламских мыслителей и даже приверженцев религий было подобно бурлящему источнику, из которого они черпали знания. К великой сокровищнице знаний имама стремились многие мудрецы и ученые, восхищающиеся его безбрежными научными сведениями.
Ибн Халдар Хейсами суннитский историк пишет об имаме следующее: «Он - открыватель и собиратель знаний. Его деятельность говорит о его личности. Он отличался чистосердечностью и благонравием. Имам все свое время проводил в богослужении и был наделен неописуемыми степенями».
О роли правителей в благоденствии народов имам Багир говорил: «Господь велел: «Те народы, которые на исламской земле подчиняются воле деспотических и небожественных правителей, несомненно будут наказаны, даже если они богобоязненны, и те народы, которые на исламской земле подчиняются воле справедливых правителей, будут помилованы, даже если ими допущены ошибки».
Имам Багир, подвергая порицанию притеснителей и их покровителей изрек: «Угнетатели и их покровители далеки от веры в божью религию».
Последние 11 лет жизни имама Багира (мир ему) совпали с периодом господства правителя Омеядов Хешама ибн Абдоль Малика. Хешам был завистливым и жестоким человеком. В период его правления народ пережил многочисленные трудности, что подтверждается их постоянным обращением за помощью к имаму. Хешам, обеспокоенный большой популярностью имама Багира среди народа, пытался воспрепятствовать его моральному влиянию. Как-то во время паломничества в Мекку он, воочию увидев привязанность народа к имаму Багиру и его сыну Садику (мир им), был глубоко удивлен и озлоблен. По возвращении в Шам (Сирию), по его приказу эти великие люди были вызваны из Медины в Сирию. Однако эта поездка и связанные с ней события не только не ослабили их популярности в народе, но и способствовали более тесному знакомству с ними мусульман, особенно народа Сирии. Это и послужило поводом для того, чтобы Хешам вернул их обратно в Медину.
Имам Багир (мир ему) был уникальным человеком с точки зрения учености и моральных качеств. Его величие нисколько не мешало установлению тесных связей с народом. В общении с имамом Багиром народ не чувствовал скованности. Его скромность, доброта и достоинство привлекали к себе людей и обращали сердца к исламу. Имам принимал участие в выполнении тяжелой работы вместе со своими служителями. В жаркие летние дни он лично работал на своем поле и раздавал неимущим прибыль с него.
Асуд ибн Касир сказал: «Я пожаловался имаму Багиру (мир ему) на свою бедность и недоброту своего брата». Он сказал мне: «Как плох тот брат, который дружил с тобой, когда ты был богат и бросил тебя, когда ты обеднел». Затем имам приказал дать мне 700 дирхемов и сказал: «Потрать эти деньги на себя и приди ко мне, если будет надо».