Сура "Различение" (часть 1)
Пророк ислама (да благословит Аллах его и род его) говорит:
Если вы желаете счастья в жизни, мученической смерти, спасения в день сожаления (Воскресенье), тени в знойный день Страшного суда, изучайте Коран, поскольку только слово Аллаха защитит человека от шайтана и придаст ему превосходство.
В этой статье мы познакомимся с еще одной из сур Священного Корана, которая называется "Различение". Эта мекканская сура, она является 25-й по счету в Коране. Сура содержит 77 аятов.
В суре "Различение" выдвинуты вопросы разного содержания. В начале суры упоминается необоснованная логика отговорки неверных и приводится ответ на эти отговорки. Также говорится о сожалении людей в день Страшного суда, признаках единого Бога и величии Аллаха в природе, сравнении уверовавших с неверными Основная часть данной суры посвящена, однако, характеристикам истинных рабов Аллаха.
Язычники, евреи и христиане придерживались такого мнения о том, что у Бога есть ребенок или сообщник. Однако Коран напрочь отвергает эту необоснованную идею. Они говорили, что миссия Пророка и его призыв – это ложь, что это домыслы самого Пророка или фантазии его предшественников, которые он дублировал. В аятах 4-8 приводятся некоторые заявления язычников о Пророке ислама и отказе от его призыва. Например в аятах 7-8 говорится:
(Неверные) говорят: "Что это за посланник? Он принимает пищу и ходит по базарам. Почему не был к нему ниспослан ангел, который увещевал бы вместе с ним? [Почему Аллах] не ниспошлет ему сокровище? Почему у него нет сада, плоды которого он вкушал бы?" И грешники добавляют: "Вы следуете всего лишь за околдованным человеком" (Различение, 7-8).
Следующие аяты повествуют о том, как эти отговорки привели к отклонению неверных с верного пути, т.е. к их заблужению.
Коран далее, опровергая их необоснованные претензии, говорит Пророку:
Благословен Тот, который дарует тебе, если Ему будет угодно, лучшее, чем это,- сады, в которых текут ручьи, а также дворцы (Различение, 10).
В последующих аятах суры "Различение" Аллах описывает некоторые события из жизни предыдущих пророков, чтобы успокоить его светлость Мухаммада (ДБАР). Коран рассказывает о том, что предыдущие пророки также натолкнулись на отказ своих народов от истинной веры, многие из них не признали божественных посланников, и поэтому оказались в беде. Коран приносит такие примеры в качестве предостерегающего урока для упрямых язычников.
Во времена пророка Мухаммада (ДБАР) среди неверных были два друга, одного звали Огба Ибн Аби Моит, а другого Аби Бен Халаф. Каждый раз, когда Огба возвращался из поездки, он устраивал вечеринку и приглашал аристократов на обед или ужин. Хотя он не был мусульманином, он хотел встречаться с Пророком. Однажды Огба вернулся из путешествия и как обычно пригласил друзей и Пророка в дом. Когда принесли пищу, пророк сказал: "Я не прикоснусь еде до тех, пор пока ты не свидетельствуешь о том, что нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад - посланник Аллаха". Огба засвидетельствовал об этом.
Когда об этом слышал его друг Аби, он сильно упрекал его и сказал: "Огба, ты отошел от своей религии"? Огба ответил: "Нет, я не отошел от религии, однако один из гостей сказал, что не будет кушать до тех пор, пока я не засвидетельствую об этом. Мне не хотелось, что Мухаммад отказался от еды в моем доме, поэтому свидетельствовал". Аби сказал: "Я буду доволен тобой лишь тогда, когда встанешь перед ним и оскорбишь его!". Огба для удовлетворения желания своего друга сделал то, что он хотел и стал язычником. В конечном счете Огба, приняв участие в войне против мусульман на стороне язычников, был убит в битве Саффейн, а его друг Аби - в битве Оход.
В связи с данным событием были ниспосланы аяты 27-29 суры "Различение". Эти аяты изображают сожаление угнетателей о содеянном.
В тот день, когда творящий беззаконие будет кусать [от отчаяния] свои руки и скажет: "О, если бы я последовал в пути за Посланником! О горе мне! Лучше бы я не брал себе в друзья этого человека! Ведь это он отвлек меня от поминания [Аллаха], после того как я обрел его". Воистину, шайтан - предатель для человека (Различение, 27-29).
В день сожаления грешники, оказавшись на пороге вечной жизни, видят себя в самых страшных условиях. Хотя все они, вытерпев несколько дней и борясь со страстями, могли бы превратить свою жизнь в честную и счастливую. Несправедливый угнетатель с огромным сожалением говорит: "О горе мне! Лучше бы я не брал себе в друзья этого человека, ко мне пришел свет веры, до счастья оставалось только рукой подать, однако этот заблудший друг отвлек меня от поминания Аллаха и сбросил в водоворот несчастья и беды"!
Несомненно, важную роль в формировании личности человека играют его друзья и близкие, с которыми человек общается, они невольно влияют на формирование многих его нравственных черт.
Эти аяты хорошо показывают, как человек может приблизиться к счастью, однако искушение шайтана в лице плохого друга тянет его назад, определяя для него такую судьбу, что он будет кусать в отчаянии локти в день Страшного суда.
В предании от имама Джавада (Да будет мир с ним) читаем: "Не дружи с плохим человеком. Поистине, он подобен мечу, который красив на первый взгляд, но приносит зло».
Некоторые аяты суры "Различение" указывает на признаки величия Бога во Вселенной. Поскольку наилучшим путем понимания Аллаха остается размышление о тайнах мироздания, которое сотворено по мудрости Аллаха. В аятах 45-49 красиво изображены такие признаки Аллаха как тень, пользы ночи, сна и отдыха, свет дня, дуновение ветра, ниспослание дождя, оживление мертвой земли и т.е.. Например:
Разве ты не видишь, как твой Господь сделал тень меняющейся [по размеру]? А если бы Он захотел, то сделал бы ее неизменной [по размерам]. Вдобавок Мы определили солнце ее указателем. Тогда [когда солнце поднимается,] Мы постепенно оттягиваем ее к Себе (Различение, 45-46).
В этом аяте говорится: "Мы определили солнце указателем тени". Потом мы постепенно оттягиваем ее к Себе".
Человек в своей жизни нуждается в свете и в то же время в тени для защиты от солнечной жары. Благодаря последовательности света и тени человек может выжить в самых знойных районах.
Следующие аяты описывают еще две благи Аллаха, разъясняя другие секреты вселенной.
Именно Он сделал для вас ночь одеянием, сон - упокоением, а день - возвращением [к жизни](Различение, 47).
Какая интересная и красивая фраза! Он сделал ночь одеянием... темная штора ночи покрывает в себе не только людей, а всех существ на Земле, защищая их как одежда. Потом, указывает на благу сна: Он сделал для вас сон упокоением. Несомненно, адекватный сон возобновляет физические силы организация и считается наилучшим средством успокоения нервной системы.
В конце аята Коран указывается на блага дня. Дневной свет побуждает человека к активной жизни и движению, подобно тому как темнота приносит мир и покой. В природе первые лучи солнца приводят все живые существа в огромное оживление. Каждое из них начинает действовать свой собственной программе. Даже растения под солнечным светом дышат, питаются и растут быстрее, а наоборот при закате солнца, как будто отходят на покой, и все живые существа начинают отдыхать.